Жевательную
резинку, вполне обоснованно, можно назвать коммерческим чудом.
Появившись около 150 лет назад, уже в начале 20 века она стала
достаточно популярной.
За
резинку многие охотно платили деньги. Однако, до того момента, как
приобрести привычный для нас вид, этот продукт претерпел несколько
трансформаций, а если упомянуть еще предвестницу жевательной резинки -
смолу, то история жвачки удлинится, страшно сказать, до девяти тысяч
лет!
Итак, на
заре человеческой истории роль жвачки выполняла смола деревьев. В
северной Европе археологам посчастливилось обнаружить несколько кусочков
смолы, на которых были отпечатки человеческих зубов. Наиболее древние
из них, датируют VII тысячелетием до нашей эры. Смолу хвойных деревьев в
относительно недалеком прошлом жевали и многие народы Сибири. Древние
греки, с целью очистить зубы и освежить дыхание использовали смолу из
мастичного дерева, которое в основном произрастало в Греции и Турции.
Более
тысячи лет тому назад в Центральной Америке ацтеки и майя жевали чикль.
По сути, это был густой сок (латекс) дерева саподилла, в изобилии
произрастающего в тропических лесах Мексики. Племена, живущие севернее,
довольствовались смолой ели и прочих хвойных деревьев. Они пристрастили к
жеванию смолы первых американских колонистов.
В
1848 году Джон Кертис, будучи лавочником, решил извлечь из необычной, но
отнюдь не пагубной привычки определенную выгоду - он стал собирать
еловую смолу, расфасовывать ее по небольшим бумажным пакетикам и
продавать. Это явилось первой коммерческой разновидностью жвачки в этой
стране.
Два года
спустя вместо смолы предприимчивый торговец стал использовать более
дешевый воск, в который добавлял сахар и специи, тем самым улучшив
вкусовые качества. Как истинный коммерсант, Кертис давал своему продукту
довольно броские названия: «Белая гора», «Четыре в одном», «Ликорис
Лупу», «Сахарные сливки».
Вскоре
дела Кертиса пошли в гору, он построил три фабрики, на каждой из которых
трудилось до 200 рабочих. Однако, массово продавать свою продукцию, ему
все же не удалось - жевательная смола долго не хранилась, теряя вид
после, даже временного пребывания на солнце, в жаре или холоде.
Резкий
поворот в судьбе жвачки произошел 28 декабря 1869 года. Уильям Финли
Семпл, зубной врач по профессии, запатентовал жевательную резинку.
Именно резинку, а не смолу или воск.
Патент №
98.304 удостоверял изобретение комбинации каучука с мелом, древесным
углем и рядом ароматизаторов в определенных пропорциях, пригодных для
жевания с целью благотворного влияния на состояние зубов. В достоинствах
«улучшенной жевательной резинки» Семпл отметил ее долговечность, он
полагал, что жвачку можно использовать длительное время - месяцами,
ввиду прочности каучука.
Это даже
послужило поводом патентному изобретению в 1889 году в США - Кристофер
Робертсон получил патент на «медальон для ношения жевательной резинки»,
который подвешивался на шею.
Несмотря
на то, что Семпл явился, по сути, первооткрывателем жевательной резинки
и даже запатентовал ее, тем не менее, он никогда не производил
жевательную резинку для продажи. За него это сделали другие. В том же
1869 году, когда Семпл экспериментировал с каучуком, аналогичная идея
пришла в голову другому человеку.
Проживающий
в Нью-Йорке фотограф и неутомимый изобретатель Томас Адамс, волею
судьбы познакомился с генералом по имени Антонио Лопес де Саша Анна.
Некоторое время генерал Антонио правил Мексикой, но у него там не
сложилось, и опальному вояке пришлось бежать в Нью-Йорк. Здесь следует
сказать, что как истинный мексиканец он постоянно жевал чикль и привез с
собой около тонны этого продукта в надежде выгодно продать его. Адамс и
был тем человеком, который заинтересовался каучуком. Приобретя его по
сходной цене, изобретатель поначалу попробовал его вулканизовать, в
надежде использовать как заменитель резины, но тщетно. Адамс обратил
внимание, что Санта Анна не вынимал изо рта чикль, тогда он решил
несколько усовершенствовать этот продукт. Первую партию своей
жевательной резинки Адамс создал на кухне. Решив проверить, будут ли
люди покупать ее, он в тот же день предложил нескольким местным
магазинам заняться реализацией нового товара. Успех превзошел все
ожидания.
В 1871
году Адамсом, был создан аппарат для изготовления жевательной резинки.
Он стал производить ее в больших объемах. Продавалась она хорошо, хотя
не содержала вкусовых добавок. Очень скоро бизнес Адамса стал
процветающим.
Улучшением
вкуса жевательной резинки мы обязаны Джону Колгану, аптекарю из
Луисвилла, штат Кентукки. В 1880-м году он предложил смешивать с обычным
сахаром ароматизатор и вкусовую добавку. Теперь наслаждаться процессом
жевания можно было намного дольше.
Адамс не
преминул воспользоваться новшеством и в 1884 году создал жвачку «Black
Jack» («Черный Джек») с оригинальным вкусом лакрицы. В это же время
Адамс изменил форму жвачки, она теперь стала в виде продолговатой
палочки. «Black Jack» выпускался до 1970-х годов, но низкие продажи
послужили поводом для снятия его с производства.
В 1986
году Варнер Ламберт (преемник компании Адамса) возродил «Черного Джека»,
наряду с резинкой с гвоздичным вкусом, запустив программу «Ностальгия».
В дальнейшем компания Адамса разработала еще один жевательный бренд
- резинку «Tutti-Frutti». Причем ее продажа осуществлялась при помощи
торговых автоматов.
Дальнейшее
совершенствование жевательной резинки произошло при непосредственном
участии сына мыльного фабриканта Уильяма Ригли. Применив принципиально
новый технический процесс производства, в 1892 году он выпустил резинку
«Wrigley & geiz Spearmint", а через год «Wrigley & geiz Juicy
Fruit», популярные и в наше время.
Ригли первым придал жвачке мятный вкус и придал резинке форму пластинок, шариков, палочек и пр.
Продвигая
свой товар на рынке, Ригли в 1915 году провел интересную рекламную
кампанию, разослав абонентам телефонной сети США пластинки жевательной
резинки.
Жвачка, с
мятным вкусом, стала особенно популярной в Америке в 1920-е годы, когда
бушевал «сухой закон». Мятная жвачка отбивала запах алкоголя, а в
подпольных питейных заведениях он была обязательной в ассортименте.
Основным
конкурентом Уильяма Ригли долгое время был Франк Флиер. Промышленный
выпуск жевательной резинки он наладил еще в 1906 году, но его
«Blibber-Blubber» была сильно липкой и это создавало неудобства при
продаже. Тогда Флиер додумался покрывать свой продукт леденцом. На
некоторое время это выровняло положение. Но, однажды, недостаток
«Blibber-Blubber» был обращен в преимущество.
В
августе 1928 года Уолтер Димер из компании Флиера создал «Вubble gum».
Будучи в высшей степени эластичной «Вubble gum» позволяла выдувать
пузыри. Это изобретение позволило жевательной резинке Димера завоевать
популярность, как среди взрослых, благодаря приятному запаху изо рта,
так и детей, открывших новый способ развлечения. А чтобы жвачка стала
более приятной для глаз, Димер окрасил ее в розовый цвет (на тот момент
пищевой краситель розового цвета был единственным, который компании
удалось достать).
Заслуживает
интереса также тот факт, что Димер в компании Флиера был вовсе не
химиком и не технологом пищевой промышленности, а обычным бухгалтером.
После
второй мировой войны о жевательной резинке узнал весь мир. С этим
продуктом познакомили мир американские солдаты, т.к. в их паек входила
жвачка. Впоследствии жвачку начали производить в Великобритании, Японии,
Франции, Германии. В СССР жвачку выпустили в 1970-х годах. В 1980-е при
производстве жевательной резинки, стали применять заменители сахара,
которые не воздействуют на зубы так вредно, как сахар, а даже дают
положительный эффект.
Ранее
стоматологи говорили, что жевательная резинка вредна и может стать
причиной склеивания челюстей. Но потребители жевательной резинки быстро
опровергли это утверждение, а производители к настоящему моменту
накопили массу свидетельств, доказывающих полезность своего продукта.
Итак, к достоинствам жевательной резинки относятся: 1.Очищает
зубы и полость рта после еды. Действительно, исследования показали, что
Orbit без сахара, это хорошее средство гигиены для рта, он также
снижает риск возникновения кариеса. Это потом уже возникли рекламные
слоганы на этот счет. 2.Свежесть дыхания. В комментариях не нуждается. 3.Если сигарету заменить жвачкой, то поможет избавиться от курения. 4.Развитие и укрепление мышц жевательного аппарата. 5.Возможность
снять стресс. Этот факт также был доказан в ходе экспериментов. Этим
объясняется включение жевательной резинки в паек американской армии. 6.Ощущение уверенности в себе. 7.Жевательную резинку также рекомендуется использовать в самолете, она помогает при закладывании ушей при взлете и посадке.
Из
экскурса в историю можно заметить, что не прошло и ста лет, как
жевательная резинка стала одним из самых широко распространенных
продуктов мира.
В 1 ч. ложку входит: Вода, молоко - 5 гр.
Растит. масло - 5 гр. Сахар - 5 гр.
Мука - 4 гр.
Рис - 5 гр.
Сухие специи - 2 гр. Соль - 7 гр.
В 1 ст. ложку входит:
Вода, молоко - 20 гр.
Растит. масло - 17 гр.
Сахар - 20 гр. Мука - 10 гр.
Рис - 15 гр.
Молотые орехи - 10 гр.
Сухие специи - 5 гр.
Свежие травы - 10 гр.
Соль - 25 гр.